С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Полезная привычка: уроки финграмотности в начальной школе

Полезная привычка: уроки финграмотности в начальной школе
31 марта 2020

Как школьники младших классов воспринимают науку о личных финансах? Об том портал вашифинансы.рф побеседовал с учителем начальных классов «Нармонская СОШ» Лаишевского муниципального района республики Татарстан Натальей Ожмековой.

Как часто проходят уроки?

Школьная программа в действительности загружена обязательными предметами, но, несмотря на это, обучение финансовой грамотности целесообразно начинать именно на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше смогут сформировать полезные финансовые привычки. В начальной школе предмета «Финансовая грамотность» нет в расписании. А обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача, поэтому мы решаем ее в рамках других учебных предметов.

Какие темы рассматриваются на уроках? Какие вызывают наибольший интерес?

Это, прежде всего, основные финансовые понятия. Учащиеся младшего школьного возраста вполне способны воспринимать финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах через учебные ситуации, ролевые игры. Финансовая грамотность, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа от простого к сложному, в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Из наблюдений за младшими школьниками заметили такой интересный факт, что современный школьник нацелен на сбережение и накопление. Отсюда и интерес к таким темам.

Какие темы в отношении личных финансов, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня?

Современные дети активно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Именно поэтому становятся актуальными темы «Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве», тема «Налоги» как источника средств пополнения государственного бюджета. Важно понимать, что социальные гарантии, благополучие семей во многом зависит от уплаты налогов, поэтому необходимо со школьной скамьи формировать у детей ответственное отношение к уплате налогов. И еще выделю тему «Все о будущей пенсии». Уверена, что личную ответственность за уровень своей жизни на пенсии необходимо воспитывать со школьной скамьи.

Как школьники отзываются об уроках финансовой грамотности? Какие форматы кажутся им более интересными?

Так как чаще всего занятия проходят в игровой форме, через учебные ситуации, то именно они вызывают наибольший интерес, также пользуются популярностью онлайн-уроки. Скучающих и безынициативных не бывает.

В какие школьные дисциплины тематика финансовой грамотности интегрируется наиболее гармонично?

С учетом вышеперечисленных подходов и принципов организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности осуществляется с использованием разнообразных моделей, в том числе предметной, внеурочной и проектной.

Одним из основных предметов, в котором отражаются темы финансовой грамотности, является окружающий мир. Знакомство с азами финансовых знаний начинается во 2 классе.

При изучении темы «Что такое экономика?» учащиеся впервые знакомятся с данным понятием. Учатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь. И здесь же школьники выясняют, что экономика не может работать без денег. Они ищут ответы на вопросы: какими были первые деньги, как выглядели старинные деньги из металла, зачем деньги стали клеймить? Одним из интересных поисковых заданий для второклассников является знакомство с деньгами, которые используются в разных странах.

В ходе изучения темы «Опасные незнакомцы» учащиеся узнают, что незнакомые люди могут быть опасны, учатся правильно действовать при контактах с ними. На мой взгляд, целесообразно сюда включать еще беседу о финансовых мошенниках, которых можно встретить как лично, так и в интернете, ведь ученики являются активными пользователями социальных сетей. Данный вопрос обыгрывается через различные ситуации.

В 3 классе изучению финансовым понятиям отводится целый раздел «Чему учит экономика?». Учащиеся узнают о роли экономики в нашей жизни, учатся понимать роль денег, объяснять, что такое государственный бюджет, и осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. Школьники начинают понимать, как ведется хозяйство семьи и семейный бюджет.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задания про деньги и их функционирование в жизни человека. В разделе «Числа и величины» вводится понятия «копейка» и «рубль» как денежных единиц и объясняется их взаимосвязь друг с другом, решаются задачи, которые застрагивают соотношение цены, количества и стоимости.

В раннем детстве информация об окружающем мире преподносится ребенку через сказки. Если хорошенько присмотреться к содержанию детских сказок и мультфильмов, то окажется, что сюжет большинства из них так или иначе завязан на деньгах. Сцена, в которой Буратино пытается вырастить золотые монеты на Поле Чудес в Стране Дураков, великолепна. И в предмете «Литературное чтение» в разделе «Устное народное творчество» у нас есть тема «Загадки, пословицы и поговорки», в которой рассматриваются экономические загадки, мудрые высказывания наших предков о бережном отношении к деньгам.

Какой набор знаний по финансовой грамотности, на ваш взгляд, должен вынести ученик из школы? Какие знания, навыки, установки?

Мы перед собой ставим следующие задачи: научить ребёнка самостоятельно разбираться в личных финансах и правильно распоряжаться своими карманными деньгами, рассказать, как планировать свои финансовые цели, научить основам управления капиталом. Тут главное - не переборщить, снабжать знаниями порционно.

Готова ли школа к тому, чтобы ввести уроки финансовой грамотности в образовательные стандарты?

Конечно, готова. Для этого в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности.

Какие учебные материалы используете на уроках? Есть ли игровые технологии?

Кроме учебных пособий учениками хорошо воспринимаются онлайн-уроки, в том числе мультфильмы, например, «Уроки тетушки Совы». В качестве инструментов поддержки обучения неоценима роль цифровых образовательных ресурсов. Поэтому в работе мне помогает составление программ дистанционных уроков, где также учитываются темы по финансовой грамотности. Стараюсь составлять их так, чтобы учащиеся могли найти ответы на самые интересные вопросы, которые рассматриваются во время урока, поэтому активно использую интерактивные упражнения, флеш-игры, видеоролики и мультфильмы.

В каких мероприятиях принимают участие школьники вне учебной программы?

Во внеурочной деятельности реализуются образовательные проекты, которые могут быть представлены как совокупность межпредметных учебных задач. При этом должны выбираться реальные ситуации, которые должны быть интересны детям. Например, совместная подготовка праздника. Это командное мероприятие, и каждый ученик играет важную роль в его проведении. Дети определяют дату и тематику мероприятия, обсуждают меню. Чтобы составить бюджет, учащиеся в сопровождении взрослых посещают рынок или магазин. После возвращения составляется таблица, в которую вписывают наименования продуктов, количество, цену за единицу, просчитывают стоимость продуктов и других товаров. Сумма расходов не должна превышать общую сумму отложенных денег. Далее планируется распределение обязанностей между всеми участниками мероприятия: покупка продуктов, приготовление блюд, составление культурной программы, сервировка стола и украшение зала, а также уборка.

Сюжетами для формирования навыков в области финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать, например, организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка или выпуск газеты.

Привлекаете ли вы к занятиям родителей учеников? В каком формате проходит взаимодействие? Что говорят родители об уроках финансовой грамотности?

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. Кстати, я считаю, что изучение именно темы «Семейный бюджет» желательно проводить в присутствии родителей. Данная тема подразумевает сюжетно-ролевую игру с домашним заданием по расчету бюджета семьи. При этом, естественно, в классе, мы не допускаем обсуждения финансового положения конкретной семьи. Обсуждения проходят на отвлеченных примерах.

До родителей важно донести, что с определенного возраста, например, с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейного бюджета. К сожалению, большая доля российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах.



Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ