С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
МОИФИНАНСЫ.РФ
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.

Подростки не любят быть ответственными. Я стала бороться с этим, выдавая «детскую стипендию». И вот что получилось

Подростки не любят быть ответственными. Я стала бороться с этим, выдавая «детскую стипендию». И вот что получилось

Нынешнее поколение не торопится взрослеть и становиться финансово ответственным, предпочитая жить с родителями и на их деньги. Эксперты напрямую связывают это с отсутствием навыка принимать самостоятельные решения. О собственном опыте и о том, как научить детей принимать решения, рассказывает Анна Харнас, директор Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.

Недавно мы с подругами вспоминали начало 2000-х и наше молодое материнство. Мы были родителями новой формации: ездили с малышами в картинные галереи, учили кататься на лыжах, нанимали педагогов. Можно смело сказать – это наше поколение ввело моду на раннее образование: история «новых голландцев» для дошколят, балет с 2 лет, шахматы – с 4 лет, прикладная математика досрочно. Мы читали воспитательную литературу, учились говорить «я-сообщениями» и контейнировать негатив. Потом мы узнали от психологов, что это называется «осознанное родительство». В этом деле мы были первопроходцами.

Но наступил час Х, и все усилия превратились в тыкву. Подростковый период свернул жизнь в бараний рог. И проблема была не в том, что ребенок лежал на диване и вместо Второго концерта Рахманинова у него в колонках пела какая-то Швец. Проблема была в том, что ребенок не мог самостоятельно принять ни одного решения: «Мама, я замерз или хочу есть?» Тут большинство из нас печально познакомились с психотерапевтами, узнали термин «подростковая депрессия», и наша жизнь от этого не стала интересней. В этом мы тоже оказались первопроходцами.


«В 16 лет Гайдар полком командовал»

Специалисты из ВШЭ отмечают, что сегодняшние подростки гораздо позднее находят свою идентичность, стараются избежать выбора, тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений. Об этом еще 20 лет назад предупреждал американский психолог Джеффри Арнетт —автор теории взросления Emerging adulthood. Он еще в 2000-х отметил, что нынешние молодые люди много позже начинают принимать самостоятельные решения, сепарироваться от родителей, заводить свои семьи.

И вот подросток лежит на пресловутом диване, уставившись в телефон, и не хочет НИЧЕГО. Что должен делать осознанный родитель? Стоит ли ему «направлять, вести и подсказывать» или надо дать возможность ребенку самому принять решение? Как пройти этот перекресток?

У меня этот навык был «прошит» с детства, мы же поколение «с ключом на шее». Мы самостоятельно записывались в кружки, выбирали практику, сдавали документы. Мы научились экономить на школьных завтраках задолго до того, как взяли первый кредит. И тут оказалось, что со своей гиперзаботой и контролем мы не дали детям возможность научиться принимать решения.


Как избавиться от заклинания: «Мам, купи!»

Я долго ругала 20-летнего сына за его несамостоятельность. Но пандемия изменила многое и в частности привела к тому, что он живет один. И тут выяснилось: он отлично считает, что выгоднее – приготовить самому или поесть в ресторане, как сэкономить небольшую родительскую стипендию на подарки своей девушке.

Тему детей и денег мы специально актуализировали на прошедшей недавно Неделе финансовой грамотности. Мы хотели узнать у экспертов, как правильно говорить с детьми о деньгах. Но оказалось, что надо не говорить, а давать детям действовать. Можно потратить год, объясняя, почему вы не покупаете очередной киндер в магазине, а можно дать 100 рублей и полную свободу в тратах. Правила тут самые простые. Вы отдали деньги, и они теперь не ваши, а ребенка, так что вы не имеете никакого права их контролировать. Он может их копить, может тратить, может даже подарить.

Недавно у нас с 6-летней дочкой была такая история. Мы выдали ей 50 рублей на конфеты. Но дочь выбрала потратить их своеобразным образом: она отдала их бабушке, просящей милостыню у церкви. Довольная, она рассказала нам про свой поступок, а потом говорит:

- А теперь давайте еще 50 рублей, чтобы я купила конфеты.

И вот тут мы собрали всю силу воли и сказали:

- Нет. Следующий транш через неделю. У тебя был выбор. Ты его сделала. Это был хороший поступок, но мы не можем нарушать договоренности.

Домашний бюджет и карманные деньги – это как раз та «поляна», где можно безболезненно давать ребенку возможность принимать решения. Вы увидите: удивительные превращения происходят с детьми, когда к ним в руки попадают деньги. Может, потому, что именно деньги и принятие решений и делают нас взрослыми?



Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4f361357bd1c00a904f362/podrostki-ne-liubiat-byt-otvetstvennymi-ia-stala-borotsia-s-etim-vydavaia-detskuiu-stipendiiu-i-vot-chto-poluchilos-6082cbe6223e2e73a761e5c7


Назад

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ