Новости
Похождения кота Белобока
15 мая 2018
Финансовое воспитание малышей как увлекательная игра
Курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» был создан в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности авторским коллективом Волгоградского социально-педагогического колледжа. Данный курс широко применяется в Волгоградской области, а методика используется в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского и Алтайского краев.
Консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области Ольга Андреева в интервью порталу вашифинансы.рф рассказала о коте Белобоке и его уроках финансовой грамотности для малышей.
С какого возраста, по вашему опыту, стоит начинать обучение детей финансовой грамотности?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин. Уже с 6–7 лет они проявляют активность и просят у мам и пап первые карманные деньги, хотят расплачиваться в магазинах.
Образовательный курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста, мы учим детей с 6–7 лет.
Походы с ребенком в магазин, на рынок, в банк могут стать хорошей практикой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса.
Расскажите о содержании образовательного курса «Приключения кота Белобока».
Программа состоит из базовой «Финансовой азбуки» и дополнительных направлений, таких как «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет», развивающих представления дошкольников об основных темах курса через различные виды деятельности.
Весь курс написан в форме детской сказки с красочными наглядными иллюстрациями, рассказывающей о приключениях кота Белобока, который благодаря знаниям и труду превратился из котенка-ленивца в успешного, рассудительного и мудрого кота-предпринимателя.
Как родился образ кота Белобока?
Материал образовательного курса нужно было «упаковать» в легкий для детского восприятия формат. «Сквозная» сказка о приключениях домашнего кота Белобока и его лесных друзей оказалась наиболее удачным, на наш взгляд, решением.
Воспитатели отмечают, что для детей очень понятен и привлекателен образ главного героя сказочных сюжетов – кота Белобока. Как только черно-белый котик появляется на столе воспитателя, дети сразу понимают, что начинается занятие по финансовой грамотности. Дети с удовольствием слушают истории про кота, «путешествуют» вместе с ним и играют.
Как анимированный персонаж помогает детям воспринимать материал? Придумывают ли дети свои истории с Белобоком?
Дошкольному возрасту свойственно образное восприятие окружающего мира. Поэтому основной акцент при изучении курса был сделан на применении наглядных образов, схем, картинок. Это позволяет детям легче усвоить содержание основных экономических понятий и правил поведения в мире финансов.
В процессе обучения воспитатели обсуждают с детьми прочитанные книги, выполняют игровые задания, рисуют, мастерят поделки. Дошкольники отгадывают загадки, составляют описательные рассказы, смотрят мультфильмы, выполняют упражнения в тетради экономических заданий.
Много новых разработок, дополняющих курс, появилось за три года применения методики: игры, театрализованные сценки, которые воспитатели представляют на ежегодном конкурсе педагогического мастерства.
Дети совместно с родителями придумывают новые сюжеты про кота Белобока, появился даже мультипликационный фильм о полезности изучения финансовой грамотности вместе с Белобоком.
В детском саду № 98 г. Волжского были организованы сюжетно-ролевые игры «Ярмарка» и «Репортаж». Воспитатели детского сада «Алёнушка» разработали и провели интеллектуально-познавательную игру «Что? Где? Когда?».
Интересный опыт организации детской деятельности при изучении курса был представлен Центром развития детей – детским садом № 26 г. Волгограда, в котором уже несколько лет работает анимационная студия «Пластилиновый мир». Воспитатели, педагоги дополнительного образования, дети и родители разработали мультипликационный проект «Экономика для малышей». Ребята совместно с воспитателем сочинили сценарий, сделали из пластилина героев мультфильма: кота Белобока, лису Рыжий хвост, Белочку и др. и смонтировали при помощи родителей мультипликационный фильм.
В ежедневном общении с педагогом в группе, на прогулке, дети усваивают навыки экономного поведения, к примеру, бережного отношения к вещам и игрушкам, разыгрывают ситуации обмена и купли-продажи.
Какие перспективы у игровых форм финансового воспитания? Какие преимущества и недостатки у этой формы работы с детьми в сфере финансовой грамотности?
В обучении детей дошкольного возраста очень важно чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в методических рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.
Разделы программы носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности. Это способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.
Преимущества игровой формы преподавания в дошкольном возрасте очевидны: быстрая организация познавательного процесса, вовлеченность участников, легкость подачи нового материала, быстрота его усвоения через «проигрывание» новых жизненных ситуаций.
Сложность одна – «вывести» детей из игры, им свойственно быстро увлекаться, а вот переключиться на другой вид деятельности – довольно тяжело. С этим должен справиться опытный воспитатель.