Какие тонкости надо знать потребителю финансовых услуг при оплате с помощью электронных устройств? Какие ошибки возможны при пользовании банкоматом и куда следуют обращаться, если банкомат удерживает карту? В нашем материале собраны рекомендации от Роспотребнадзора.
Для начала любому человеку, который совершает электронные способы оплаты, надо знать, что в России оплата осуществляются с помощью национальной платежной системы и регулируются Федеральным законом РФ «О национальной платежной системе», Положениями Центрального банка РФ и иными нормативными актами.
Электронные способы оплаты - это оплата с помощью:
Оплата с использованием банкомата
Банкомат - это устройство, с помощью которого можно вносить или получать наличные денежные средства, а также производить безналичные платежи и оплату.
Оплата производится путем внесения наличных денежных средств либо при осуществлении перевода со счета карты.
Для оплаты через банкомат необходимо:
- открыть банковский счет,
- получить банковскую карту,
- знать реквизиты для оплаты.
Возможные ошибки при использовании банкомата:
- удерживает банковскую карту;
- выдал сумму меньше, чем указана в чеке;
- зачислил сумму меньше, чем внесена
Оплата с использованием POS-терминала
POS-терминал – это устройство для совершения операций с использованием банковских карт, конструкция которого не предусматривает прием и выдачу наличных денежных средств.
Оплата осуществляется путем ввода банковской карты в терминал и набора пин-кода карты, либо бесконтактным способом путем поднесения карты или мобильного телефона с функцией бесконтактной оплаты к экрану терминала.
Возможная ошибка при использовании pos-терминала:
После совершения платежа терминал не может установить соединение с банком и указывает на ошибку в оплате.
В этом случае терминал должен выдать чек с указанием на отказ в оплате товара.
Оплата через платежный терминал
Платежный терминал - это устройство для приема денежных средств от потребителя, функционирующее в автоматическом режиме.
Внимание!
- платежный терминал не выдает наличные денежные средства;
- за совершение оплаты через терминал может взиматься комиссия;
- через терминал нельзя оплачивать кредиты, открытые в банке.
Возможные ошибки при использовании платежного терминала:
- терминал не выдал чек;
- внесенный платеж не поступил на счет;
- зачислена сумма меньше, чем внесена
Оплата с помощью Интернет-банкинга
Интернет-банкинг – это дистанционный доступ к услугам банка через сеть «Интернет».
С помощью интернет-банкинга можно в любое время получать подробную информацию о банковских услугах (вклады, карты, кредиты) и совершать следующие платежи:
- оплачивать услуги ЖКХ
- оплачивать товары (услуги) в интернет-магазинах,
- оплачивать услуги связи (телефона, интернета, пр.),
- переводить деньги с карты на карту,
- погашать кредит,
- оплачивать штрафы, налоги и т.д.
Доступ к интернет-банкингу:
- по телефону "горячей линии" поддержки клиентов банка;
- через интернет-банк на сайте банка, в том числе через мобильный интернет;
- через мобильное приложение, устанавливаемое на телефон в специальных интернет-магазинах
Для доступа к интернет-банкингу необходимы:
- банковский счет (вклад),
- устройства для доступа в интернет (компьютер планшет, мобильный телефон) и получения смс-сообщений,
- доступ к сети интернет,
- регистрация в интернет-банке, логин и пароль.
Возможные ошибки при использовании интернет-банкинга:
- «заражение» устройства для входа в интернет-банкинг вирусными программами
- техническая ошибка сайта при онлайн - обработке платежа
Оплата с помощью электронных платежных сервисов
Электронные платежные сервисы – это «виртуальные счета», которые создаются на Интернет-сайтах и на которых в электронной форме учитываются денежные средства. Например, Visa QIWI Wallet, Яндекс.Деньги, PayPal и другие.
Внимание! Такие счета не являются банковскими счетами!
Для использования электронных платежных сервисов необходимо:
- зарегистрироваться на сайте платежного сервиса,
- создать «виртуальный счет» (так называемый «виртуальный кошелек»).
Имейте в виду, что при использовании такого способа оплаты возможны следующие ошибки:
- деньги переведены продавцу на электронный кошелек, а товар не передан (в этом случае придется долго разбираться, возможно, даже обращаться в суд)
- допущена ошибка в реквизитах (здесь тоже не избежать долгого разбирательства, придется доказывать, что вам намерено дали неверные реквизиты, а не вы совершили ошибку)
Источник: Роспотребнадзор