Как повлияет "период охлаждения" на потребителей страховых услуг?

Дмитрий Янин

Как повлияет "период охлаждения" на потребителей страховых услуг?

В 2018 году «период охлаждения» в страховании увеличится с 5 рабочих до 14 календарных дней. Эксперт Проекта Минфина по финансовой грамотности, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин объясняет, что именно стоит за этими словами.

Прежде всего, это означает, что у потребителей появилась возможность принять решение о покупке или отказе от покупки навязанной или ненужной страховки. И это, безусловно, шаг вперед для различных видов страхования, например, для страхования имущества, личного и автострахования, т.е. для тех, где потребитель покупает страховой продукт без привязки к кредиту.

В части кредитных страховок увеличение «периода охлаждения» не всегда сможет давать эффект. Дело в том, что часть банков, несмотря на законодательство в сфере защиты прав потребителей, перешла на формат работы, который юридически лишает потребителя права отказаться от купленной вместе с кредитом страховки. Такие финансовые организации внедряют программы присоединения к коллективному страхованию – довольно сложным суррогатным страховым продуктам, и права граждан на увеличение «периода охлаждения» здесь не работают.

«Период охлаждения» – инструмент, направленный на борьбу с навязанным страхованием. И увеличение срока, в течение которого человек может передумать и вернуть деньги назад, – это лишь первый шаг в этом направлении. Следующий шаг – законодательное регулирование системы штрафов для банков, страховых компаний и других финансовых организаций, которые не позволяют потребителям реализовать это право в предлагаемом формате.

К сожалению, чаще всего страховой бизнес не в курсе существования федерального закона о запрете дискриминации социально уязвимых групп населения. Именно для таких, особо непонятливых, организаций нужно четко обозначить необходимость исключения отдельных групп потребителей из числа застрахованных, чтобы не нарушать федеральное законодательство, запрещающее дискриминацию.

Обращаясь к международному опыту решения этой проблемы, расскажу о Великобритании. Там в 2007 году регулятор обнаружил условия продажи страховок, согласно которым, например, инвалидам предлагали застраховаться от потери здоровья, которое на момент оформления документов уже было утеряно. Или неработающих пенсионеров хотели застраховать от потери работы. Регулятор провел расследование, в результате которого финансовые организации – банки – получили предписание выплатить десятки миллиардов фунтов стерлингов. Эти выплаты осуществляются до сих пор, и потребители получают назад деньги, незаконно уплаченные за страховку. Таким образом, можно говорить о международном уровне этой проблемы. Другое дело, что в России предписание пока невозможно реализовать посредством законодательства. Однако совместные усилия Минфина РФ и Банка России нацелены на рассмотрение отдельных аспектов страхования и позволят исключить вопиющие нарушения.

Советы по выбору страховки от Дмитрия Янина:

1.      Выбирать страховую компанию лучше самостоятельно, не руководствуясь советами представителей банка.

2.      Обязательно нужно обратить внимание на Правила страхования. Именно в этом документе, а не в страховом полисе, как многие ошибочно считают, прописаны ключевые условия, на которых заключается договор. Правила страхования – это многостраничный документ, но без его изучения покупать страховку нельзя.

3.      Перед покупкой страхового продукта нужно внимательно изучить тарифы и предложения  разных компаний. Покупайте ту страховку, которая при прочих равных условиях для вас будет более выгодной.

 

  • На уровень выше
  • Финансы на каждый день
  • Защита прав потребителей
  • Финансовые калькуляторы
  • Тесты
  • Детям и молодежи о финансах
  • Архив материалов
  • Для участников проекта
  • Для СМИ
  • О проекте