Уровень финансовой грамотности в мире по-прежнему остается недостаточно высоким. «В среднем только 60% взрослых ведут домашний бюджет, лишь 50% ставят долгосрочные цели и пытаются их достигнуть. Большинство при принятии решений опираются на мнение друзей и семьи, а не на экспертов», - представила обзор мировой практики директор Департамента финансов ОЭСР Флор-Анн Месси на конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности Finfin в Москве.
На международном уровне идет активная работа по повышению уровня финансовой грамотности населения. ОЭСР собирает и обобщает опыт и лучшие практики различных стран, ведет мониторинг прогресса и работу по созданию рекомендаций для национальных стратегий по финансовой грамотности. О важности международных бенчмарков на примере опыта своих стран рассказали представители Португалии и Великобритании.
Глава Департамента банковского и поведенческого надзора Банка Португалии Мария Лусия Лейтау рассказала о достигнутом в стране прогрессе с тех пор, как в 2011 году был запущен проект по финансовой грамотности. «Для нас важен всесторонний подход к вопросам финансовой грамотности, - отметила Мария Лусия. – Нужно проводить оценку всего, что делается: созданных учебников, материалов, подготовки учителей, и конечно, проводить национальные опросы». Кроме того, большое количество заинтересованных сторон ставит задачу по отчетности: «необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе, предоставлять стейкхолдерам ежегодные отчеты и планы на следующие периоды», - рассказала представитель Португалии.
Сью Льюис из британской Комиссии потребителей финансовых услуг отметила, что серьезным вызовом является дисбаланс между фирмами и потребителями, ведь интересы рынка защищают лоббисты, а компании располагают большими бюджетами. И для того, чтобы помочь людям контролировать свои финансы, необходимо помочь им в повышении финансовой культуры и обеспечить более качественными финансовыми услугами. «Наш опыт реализации программы по финансовой грамотности показал, что необходимо, во-первых, иметь четкие, желательно закрепленные в законе, цели работы, а управляющий орган должен нести ответственность за их реализацию. При этом планы и приоритеты должны быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами», - подчеркнула Сью Льюис.
Россия также активно ведет работу в глобальном контексте и с применением лучших мировых практик. Опыт нашей страны представила стратегический координатор Проекта Минфина России по финансовой грамотности Анна Зеленцова. «Особенностью нашей работы является тесная взаимосвязь повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей, поэтому Минфин России активно сотрудничает с Роспотребнадзором и Банком России. Для нас важно, чтобы национальная стратегия повышения финансовой грамотности была реальным призывом к совместным действиям всех заинтересованных сторон», - подчеркнула Анна Зеленцова. При этом хорошая система защиты прав потребителей финансовых услуг – это фундамент финансовой системы страны, а в условиях роста доступности, числа и разнообразия финансовых услуг необходимо вооружить потребителя соответствующими навыками работы с ними.
В заключение свой взгляд со стороны на российскую проблематику представил Рольф Берндт из Всемирного банка. По его словам рост закредитованности населения в России связан, в том числе, с низким уровнем культуры сбережений у населения. Соответственно развитие финансового рынка, повышение финансовой грамотности и финансовой доступности преследуют одновременно несколько целей: повышение качества жизни граждан, развитие экономики и исправление существующих в ней диспропорций.